История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3
июня 1948 года. В этот день командир единственной на тот момент
истребительной эскадрильи Модди Алон на истребителе S-199 сбил в небе
над Тель-Авивом две транспортные "Дакоты", шедших на бомбежку
густонаселенных кварталов еврейской столицы.
Еще в
конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной
школе "Авирон", первые выпускники которой в составе британских
королевских ВВС приняли участие в воздушной "Битве за Англию" в годы
Второй Мировой войны. В 1943 году летная школа "Авирон" стала составной
частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии.
Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного
создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947
года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании "Шерут
Авир" (в переводе с иврита - воздушная служба), впоследствии
переименованной в "Хейль Авир" (военно-воздушные силы).
Создавать
израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого
еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных
кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским
авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки
авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы - летчики
из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии.
Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и
летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев
израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов
противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым
объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются
завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его
вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических
организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники,
уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и
вооруженных конфликтах, но главная сила "Хейль Авир" - это люди.
Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны
легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских
самолетов.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре
стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и
нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых
пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот
принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45
израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в
нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов
противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая
волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на
малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада - совсем не с того
направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320
египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС
других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных
ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии перестали существовать. В воздушных
боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.
Главком
израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: "Шестнадцать лет
планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы
жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы
сделали это". Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в
высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала - многие летчики
совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных
боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277
вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия
воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в
кампании "Мир Галилее", целью которой являлось отражение
террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская
разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск
противника, которая находилась под защитой двадцати батарей
зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты
десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения
ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с
радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и
самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и
управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в
реальном времени - вся электронная информация о противнике стекалась в
центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли целеуказания
непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине
Бекаа говорит сам за себя - израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и
19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом
ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является
применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой
техники и вооружений "Хейль Авир" составляют изделия израильской
авиационной промышленности. Концерн "Таасия Авирит", созданный в 1953
году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его
предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч
квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и
электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями
израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как
создание многоцелевых боевых самолетов "Кфир" и "Лави", во многом
ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и
качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС
принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС
Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700
суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены
самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но
главная сила израильских ВВС - этого тысячи летчиков и авиационных
специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание
израильской военной авиации.
Летчики являются элитой израильской
армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и
поэтому пилотами "Хейль Авир" могут стать только лучшие из лучших.
Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил.
Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах
авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не
только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и
его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и
работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит
недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только
преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства.
До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас
сломан и этот барьер - первой женщиной-кадетом ВВС стала
восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные
испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких
этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным
специальностям - кому-то предстоит стать пилотом, кому-то - штурманом
или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих
летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На
протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого
давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух
- ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными
боевыми летчиками. Два ивритских слова - Хатовим ле Тайяс -
символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся
летчиками "Хейль Авир".